
Антикоррупционное воспитание в школе (выступление на педсовете Сеидовой З.А)
23 февраля 2024, 11:04

Антикоррупционное воспитание в школе Одна из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе, в нашей стране, – проблема противодействия коррупции. «Коррупция» (происходит от лат. слова «corruptio» и означает подкуп, подкупить) - продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Признаки коррупции: 1. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересом. 2. Секретность исполнения решений. 3. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно. 4. Взаимодействие между теми, кому нужно принимать решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять. 5. Попытка скрыть акт коррупции каким – нибудь юридическим обоснованием. 6. Выполнение двойственных функций – государственных и частных – теми, кто совершает эти акты. Из статьи 1 ФЗ РФ №273 – ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (извлечение) Коррупция - Злоупотребление служебным положение, дачи взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным с интересом общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами… Формы коррупции: Взяточничество Легализация денежных средств или иного имуществ, приобретенных преступным путем. Покрытие расходов, связанных с совершенным преступлением Злоупотребление должностными полномочиями 1 По распоряжению Президента Российской Федерации В. В. Путина в ноябре 2003 года был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Был разработан ряд законодательных актов по противодействию коррупции, в том числе и Федеральный закон «О противодействии коррупции», принятый в декабре 2008 года. 11 апреля 2014 года В.В. Путин издал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -2015 годы». Между тем, масштабы коррупции в России, несмотря на начавшуюся кампанию, остаются высокими. В основе причин живучести коррупции является не только желание чиновников обогатиться за счет государства, недостаточно эффективная правовая основа государства, но и психологический фактор, так как коррупция не только историческое явление, но и социопсихологический феномен. Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в ходе реализации «Национального плана противодействия коррупции» является активизация антикоррупционного просвещения граждан. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос ее национальной безопасности. Именно поэтому в современных условиях одним из главных направлений деятельности учителя является формирование у учащихся нравственных основ противостояния коррупции, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач: дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления; сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения; формировать нетерпимость к проявлениям коррупции; продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией; сформировать основы правовой грамотности. Эффективно решать поставленные задачи позволяют, прежде всего, уроки истории, обществознания и права. В своей практике мы используем активные и интерактивные методы преподавания: дискуссии, работу в группах, игровые технологии, кейс-технологии, метод проектов и многое другое. Например, в 10-11 классах я предлагаю старшеклассникам такие темы для обсуждения: 1. Коррупция – явление международное или только российское? 2. Существовала ли коррупция в древней и средневековой Руси? 3. Современная Россия без коррупции: миф или реальность? и др. После выбора темы ребята работают в группах: изучают исторические источники, дополнительную литературу. Затем в ходе дискуссии они 2 аргументировано доказывают свою точку зрения. Подавляющее большинство участников дискуссии дают негативные оценки коррупции и предлагают свои варианты борьбы с этим явлением. Очень интересной и эффективной формой работы являются урокипрактикумы, на которых учащиеся работают с документами. Например, в 10 классе на уроках истории ребята сравнивают Судебники Ивана III и Ивана IV, в которых вводилось запрещение брать взятки (посулы) и устанавливались строгие наказания для нарушителей. На примере Соляного бунта 1648 г. я показываю, к каким последствиям может привести разгул коррупции, и предлагаю на основе Соборного уложения 1649 г. определить методы борьбы государства с этим явлением. Очень интересными источниками являются указы Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное», Екатерины II «Об держании судей и чиновников от лихоимства» и другие законодательные акты XVIII – XX веков. В своей практике мы применяем и игровые технологии, моделирующие коррупционные ситуации, которые дают ребятам возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему. Очень интересно в 10 классе прошёл «Суд над коррупцией», а в 11 классе - «Заседание Государственной Думы», на котором обсуждалось принятие закона «О борьбе с коррупцией». Основная воспитательная работа с учащимися 5-7 классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. Так, деловые игры «Создание президентской команды», «Городская застройка», которые мы проводим с семиклассниками, позволяют формировать указанные выше качества. Интересной формой работы является анализ литературных произведений, поднимающих проблему коррупции: «Повесть о Шемякином суде», басни И.А. Крылова, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и др. Продуктивно также использование кейс-технологии. Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Способствуют антикоррупционному воспитанию и беседы с работниками правоохранительных органов, государственными служащими. Мною запланирован цикл уроков и классных часов с участием работников прокуратуры и правоохранительных органов. По инициативе ООН для пропаганды знаний о коррупции был учрежден «Международный день борьбы с коррупцией», который ежегодно отмечается 9 декабря. Поэтому со старшеклассниками необходимо проводить внеклассные мероприятия (выпуск газет, конкурс презентаций, классные 3 часы, лекторий для учащихся 8-9 классов), посвящённые этой дате. Вот темы некоторых классных часов: 1. Коррупция как противоправное действие. 2. Как решить проблему коррупции. 3. Откуда берется коррупция. 4. Закон и необходимость его соблюдения. 5. Жить по совести и чести и др. Системную работу в данном направлении мы только начинаем, предстоит сделать ещё очень много. Необходимы усилия всех участников образовательного процесса, чтобы сформировать у учащихся четкие представления о «добре и зле», «чести и бесчестии», «справедливости и несправедливости». Именно на основе прочно усвоенных моральных ценностей складывается негативное отношение к такому антисоциальному явлению, как коррупция. Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос выбора. Мы, учителя, формируем будущих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, сумеют ли они бороться с негативными явлениями и созидать, или останутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их умения видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А научиться этому возможно на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исторические параллели.